Как морозозащитный слой дорожной одежды


     СП 34.13330.2012


Дата введения 2013-07-01


     Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"
     
     Сведения о своде правил
     

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗАО "СоюздорНИИ"
     

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
     

3 Подготовлен к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики
     

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30 июня 2012 г. N 266 и введен в действие с 01 июля 2013 г.
     

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 34.13330.2011 "СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги"
     


     Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет.
     
     
     ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 16 декабря 2016 г. N 985/пр c 17.06.2017
     
     Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту  


     

Введение


     Настоящий свод правил составлен с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 22 июня 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации".
     
     Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО "Союздорнии" (канд. техн. наук В.М.Юмашев, д-р техн. наук, проф. В.Д.Казарновский, инженеры B.C.Скирута, Л.Т.Чертков, кандидаты техн. наук И.В.Лейтланд, Е.С.Пшеничникова, инженеры В.А.Зельманович, М.Л.Попов, кандидаты техн. наук Ю.А.Аливер, Г.Н.Кирюхин, A.M.Шейнин, С.В.Эккель, А.И.Коршунов, А.А.Матросов, инж. Ф.В.Панфилов, кандидаты техн. наук Л.М.Гохман, Р.А.Коган, канд. хим. наук Н.З.Костова, инж. О.Б.Гопин, канд. техн. наук А.А.Пахомов, инженеры A.M.Шпак, И.В.Басурманова).
     
     При актуализации норм использованы предложения д-ров техн. наук Е.М.Лобанова, П.И.Поспелова, В.В.Филиппова, Г.В.Величко.
     
     Изменение N 1 подготовлено ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" совместно с авторским коллективом ФАУ "РОСДОРНИИ" (д-р техн. наук О.А.Красиков, д-р техн. наук А.М.Кулижников, канд. техн. наук А.М.Стрижевский, канд. техн. наук А.Е.Мерзликин, канд. техн. наук А.А.Домницкий, канд. техн. наук И.Ф.Живописцев, канд. техн. наук Б.Б.Анохин, канд. техн. наук А.П.Фомин, канд. техн. наук Л.А.Горелышева, канд. техн. наук Н.А.Лушников, канд. техн. наук П.А.Лушников, канд. техн. наук Р.А.Еремин, канд. техн. наук Н.Б.Сакута, инж. Р.К.Бородин, инж. А.В.Бобков, инж. А.И.Босов, инж. А.С.Козин, инж. А.Б.Волков, инж. В.Н.Гарманов, инж. Ж.С.Сахно).
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

1 Область применения


     Настоящий свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.
     
     Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.
     
     

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
     
     ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель
     
     ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
     
     ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия
     
     ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
     
     ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
     
     ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
     
     ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
     
     ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
     
     ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
     
     ГОСТ 22733-2016 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
     
     ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
     
     ГОСТ 24451-80 Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования
     
     ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация
     
     ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования
     
     ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия
     
     ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия
     
     ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
     
     ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
     
     ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава
     
     ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
     
     ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
     
     ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
     

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия
     
     ГОСТ 33063-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
     
     ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
     
     ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
     
     ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
     
     ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
     
     ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
     
     ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
     
     ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
     
     ГОСТ Р 55030-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения прочности при растяжении
     
     ГОСТ Р 55031-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к ультрафиолетовому излучению
     
     ГОСТ Р 55032-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию
     
     ГОСТ Р 55035-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения устойчивости к агрессивным средам
     
     ГОСТ Р 56339-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Метод определения ползучести при растяжении и разрыва при ползучести
     
     ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий
     

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81 Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)
     
     СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы" (с изменением N 1)
     
     СП 39.13330.2012 "СНиП 2.06.05-84 Плотины из грунтовых материалов"
     
     СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
     
     СП 78.13330.2011 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги"
     
     СП 104.13330.2011 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"
     
     СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"
     
     СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные" (с изменением N 1)
     
     СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99 Строительная климатология" (с изменением N 2)
     
     СанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ
     
     Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.     
     
     

(Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

3 Термины и определения


     В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.1 автомагистраль: Автомобильная дорога, не предназначенная для обслуживания прилегающих территорий и имеющая на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу и не пересекающая в одном уровне железные, а также иные автомобильные дороги; доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях; на проезжей части или проезжих частях которой запрещены остановки и стоянки транспортных средств; оборудованная специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.2 автомобиль легковой, приведенный: Равная легковому автомобилю расчетная единица, с помощью которой учитываются все другие виды транспортных средств на автомобильной дороге, с учетом их динамических свойств и размеров, с целью их усреднения для расчета характеристик движения (интенсивность, расчетная скорость и т.п.).
     

3.2а акустический экран: Звукоизолирующая преграда, устанавливаемая на пути распространения шума от автомобильного транспорта к защищаемому от шума объекту.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.3 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
     

3.3а автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения: Автомобильные дороги со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 400 авт./сут, предназначенные для обеспечения движения транспортных средств к ближайшим автомобильным дорогам общего пользования и подъездам, а также до завершающей или начальной точки поездки.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.4 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.5 видимость при обгоне: Минимальное расстояние видимости до встречного автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, необходимое для безопасного совершения маневра обгона.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.6 видимость встречного автомобиля: Минимальное расстояние видимости до встречного автомобиля, движущегося с расчетной скоростью, обеспечивающее безопасное прерывание обгона с полосы встречного движения.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.7 дорога скоростная: Дорога для скоростного движения, доступ на которую возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.8 дорожная сеть: Совокупность всех общественных дорог на определенной территории.
     

3.8а зрительное ориентирование: Способность водителя оценивать и прогнозировать дорожные условия в процессе движения.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.8б интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги в единицу времени.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.9 категория автомобильной дороги: Характеристика, определяющая технические параметры автомобильной дороги.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.10 Категория автомобильной дороги (проектная): Критерий, характеризующий значение автомобильной дороги в общей транспортной сети страны и определяемый интенсивностью движения на ней. В соответствии с категорией назначаются все технические параметры дороги.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.11 клотоида: Кривая в плане, кривизна которой возрастает от начала пропорционально ее длине.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.12 нормальное условие сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части: Сцепление на чистой сухой или увлажненной поверхности, имеющей:
     
     - для сухого состояния теоретический коэффициент продольного сцепления 0,6;
     
     - для увлажненного состояния коэффициент сцепления в соответствии с таблицей 8.5.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.13 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.14 отгон виража: Изменение поперечного уклона на прямом участке проезжей части дороги, обочины до поперечного уклона на кривой постоянного радиуса в плане и наоборот.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.15 остановочная полоса: Укрепленная полоса, расположенная вдоль проезжей части на обочине и предназначенная для вынужденной остановки транспортных средств.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.16 пересечение в одном уровне: Пересечение автомобильных дорог, на котором транспортные потоки пересекаются в одном уровне.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.17 пересечение в разных уровнях: Вид пересечения автомобильных дорог, на котором транспортные потоки пересекаются в разных уровнях, посредством путепроводов или других искусственных сооружений.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.18 переходная кривая: Кривая постепенно изменяющейся кривизны для обеспечения плавного перехода между участками трассы, располагающаяся в плане между прямолинейным участком и кривой или между двумя кривыми разной кривизны.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.19 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.20 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.20а переходно-скоростная полоса: Полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона (полоса разгона) или торможения (полоса торможения) транспортных средств при выезде из транспортного потока или въезде в транспортный поток, движущийся по основным полосам.
     

3.20б пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
     

3.20а, 3.20б. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
     

3.21 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.22 полоса движения: Продольная полоса проезжей части автомобильной дороги, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.23 полоса разгона: Переходно-скоростная полоса, служащая для увеличения скорости транспортных средств до скорости транспортного потока по основной полосе движения для свободного вхождения в него.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.24 полоса торможения: Переходно-скоростная полоса, служащая для снижения скорости транспортных средств при выезде из основной полосы транспортного потока для последующего въезда на другую дорогу.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.25 примыкание дорог: Место соединения автомобильных дорог, где к одной дороге присоединяется в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в месте соединения.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.26 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.26а противоослепляющий экран: Система затеняющих элементов, устанавливаемая на пути распространения светового потока от фар легковых автомобилей одного направления движения к потоку автомобилей противоположного направления движения.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.27 расчетная скорость: Наибольшая возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов дороги.
     

3.28 реконструкция автомобильной дороги: Совокупность работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги, либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.29 строительство дорожное: Комплекс всех видов работ, выполняемых при строительстве автомобильных дорог, мостовых и других инженерных сооружений и дорожных линейных зданий.
     

3.29а твердое покрытие: Дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.30 транспортная сеть: Совокупность всех транспортных путей на определенной территории.
     

3.31 трассирование: Прокладка трассы в соответствии с природно-климатическими факторами, топографо-геодезическими, геолого-гидрологическими, экологическими условиями района проектирования с учетом эксплуатационных, строительно-технологических, экономических и эстетических требований.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.32 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.33 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.33а тяжеловесное транспортное средство: Транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.34 ценные сельскохозяйственные угодья: Орошаемые, осушенные и другие мелиорированные земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, а также участки с высоким естественным плодородием почв и другие приравниваемые к ним земельные угодья.
     

3.35 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.36 уклон виража: Односторонний поперечный уклон проезжей части на кривой, по величине больший, чем поперечный уклон на прямом участке.
     

3.37 ширина земляного полотна: Расстояние между бровками земляного полотна.
     

3.37а элементы обустройства: Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     
     Земляное полотно
     

3.38 армирование: Усиление дорожных конструкций и материалов в целях улучшения их механических характеристик.
     

3.39 геодрены: Комбинированный геосинтетический материал, включающий в себя слой (слои) нетканого геотекстильного материала, выполняющего функции фильтра, и слой, формирующий общую структуру геосинтетического материала - дренажное ядро (геомат, георешетка, геосетка, геопластмасса) и выполняющий функцию дренирования дорожных конструкций.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.40-3.56. (Исключены, Изм. N 1).
     

3.57
     

геосинтетический материал: Материал из синтетических или природных полимеров, неорганических веществ, контактирующий с грунтом или другими средами, применяемый в дорожном строительстве.
     
     [ГОСТ Р 55028-2012, статья 2.1.1]


     (Измененная редакция, Изм. N 1).
          

3.58 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.59 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.60 грунтовые воды: Подземные воды первого от поверхности земли постоянного водоносного горизонта, расположенного на первом водонепроницаемом слое.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
               

3.61 дренирование: Сбор и перенос осадков, грунтовой воды и других жидкостей в плоскости материала.
     

3.62 защита: Предохранение поверхности объекта от возможных повреждений.
     

3.63 защита от эрозии поверхности: Предотвращение или ограничение перемещения грунта или других частиц по поверхности объекта.
     

3.64 земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.65 канава боковая придорожная: Канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля.
     

3.66 канава нагорная: Канава, расположенная с нагорной стороны от дороги для перехвата стекающей по склону воды и с отводом ее от дороги.
     

3.67 коэффициент уплотнения грунта: Безразмерный показатель, отношение фактической плотности сухого грунта в конструкции к максимальной плотности, определяемой в лаборатории при испытании методом стандартного уплотнения.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.68 морозозащитный слой: Дополнительный слой основания дорожной одежды из непучинистых материалов, обеспечивающий совместно с другими слоями основания и покрытия защиту конструкции от недопустимых деформаций морозного пучения.
     

3.69 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.70 откос: Боковая наклонная поверхность, ограничивающая искусственное земляное сооружение.
     

3.71 основание выемки: Массив грунта ниже границы рабочего слоя.
     

3.72 основание насыпи: массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя.
     

3.73 поверхностный водоотвод: Устройства, предназначенные для отвода воды с поверхности дороги; дренажные устройства, служащие для отвода воды с поверхности земляного полотна.
     

3.74 рабочий слой земляного полотна (подстилающий грунт): Верхняя часть полотна в пределах от низа дорожной одежды до уровня, соответствующего 2/3 глубины промерзания конструкции, но не менее 1,5 м, считая от поверхности покрытия.
     

3.75 разделение: Предотвращение взаимного проникновения частиц материалов смежных как морозозащитный слой дорожной одежды слоев дорожных конструкций.
     

3.76 стабилизация: Упрочнение, придание постоянной большей устойчивости дискретным (сыпучим) материалам слоев дорожных конструкций, в том числе с использованием геосинтетических материалов.
     

3.77 (Исключен, Изм. N 1).
     

3.78 теплоизоляция: Ограничение теплового потока между объектом и средой.
     

3.78а укрепление откосов: Обеспечение местной устойчивости откосов за счет применения конструкций укрепления различных типов и видов для защиты от погодно-климатических факторов, водной и ветровой эрозии, силовых воздействий поверхностных вод.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

3.79 фильтрация: Пропускание жидкости в структуру материала или сквозь нее с одновременным сдерживанием грунтовых и подобных им частиц.
     
     Дорожные одежды
     

3.80 дорожная конструкция: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.81 дорожная одежда: конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
     

3.82 дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями, со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из цементобетона или железобетона.
     

3.83 дорожная одежда капитальная: Дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.
     

3.84 дорожная одежда нежесткая: Дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона.
     

3.85 дорожных одежд классификация - разделение дорожных одежд по типам исходя из их капитальности, характеризующей работоспособность дорожной одежды.
     

3.86 дополнительные слои основания: Слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, предусматриваемые для обеспечения требуемой морозоустойчивости и дренирования конструкции, позволяющие снижать толщину вышележащих слоев из дорогостоящих материалов. В зависимости от функции дополнительный слой бывает морозозащитным, теплоизолирующим, дренирующим. Дополнительные слои устраивают из песка и других местных материалов в естественном состоянии, в том числе с применением геосинтетических материалов; из местных грунтов, обработанных различного вида вяжущими или стабилизаторами, а также из смесей с добавками пористых заполнителей.
     

3.87 нормативная осевая нагрузка: Полная нагрузка от наиболее нагруженной оси условного двухосного автомобиля, к которой приводятся все автомобили с меньшими осевыми нагрузками, устанавливаемая сводами правил для дорожных одежд при заданной капитальности и используемая для определения расчетной нагрузки при расчете дорожной одежды на прочность.
     

3.88 основание: Часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции. Следует различать несущую часть основания (несущее основание) и его дополнительные слои.
     

3.89 основание дорожной одежды: Несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.
     

3.90 покрытие дорожной одежды: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

3.91 покрытие дорожное сборное: Покрытие, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, изготовленных из бетона, железобетона или другого композиционного материала, укладываемых на подготовленное основание и соединенных между собой каким-либо известным способом.
     

3.92 расчетная осевая нагрузка: Максимальная нагрузка на наиболее нагруженную ось для двухосных автомобилей или на приведенную ось для многоосных автомобилей, доля которых в составе и интенсивности движения с учетом перспективы изменения к концу межремонтного срока составляет не менее 5%. Дорожная одежда при заданной капитальности не может рассчитываться на расчетную осевую нагрузку меньше нормативной.
     

3.93 расчетная удельная нагрузка: Удельная нагрузка, действующая на площадь отпечатка расчетной шины расчетного двухосного автомобиля, характеризующаяся величиной давления в пневмошине и диаметром круга, равновеликого отпечатку расчетного колеса, и непосредственно используемая в расчете.
     
     Безопасность движения
     

3.94 максимальная безопасная скорость движения: Фактическая максимальная скорость движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченная дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (соответствует максимальной скорости 85%-ной обеспеченности); устанавливается расчетом.
     

3.95 плавность трассы автомобильной дороги: Пространственное сочетание параметров геометрических элементов плана, продольного и поперечного профиля трассы, обеспечивающее равномерный режим движения автомобиля с максимальной безопасной скоростью движения, оптимальные условия зрительного восприятия водителем параметров дороги и безопасность движения (для оценки плавности трассы используют ряд методов: оценку плавности построением линейных графиков скорости движения, графиков изменения кривизны, перспективных изображений участков дороги).
     

3.96 согласованность проектных решений: Проектное решение или конфигурация проектной линии в плане и продольном профиле дороги, которые не нарушают ожидаемого восприятия водителями условий движения или возможность большинства водителей безопасно управлять автомобилем с выбранной скоростью на всем протяжении проектируемой дороги.
     

3.97 уровень безопасности дорожного движения: Степень соответствия защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
     

3.98 характерный участок дороги: Участок проектируемой дороги, на протяжении которого основные элементы, параметры и характеристики остаются неизменными.
     
     Раздел Безопасность движения. (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     
     

4 Общие положения

4.1 Проектирование автомобильных дорог должно осуществляться на основе планов территориального планирования объектов транспорта с учетом перспектив развития экономических районов и наиболее эффективного слияния строящейся дороги с существующей и проектируемой транспортной сетью.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

4.2 Требования и нормы, которые необходимо соблюдать при проектировании автомобильной дороги, проходящей через населенные пункты, определяются на стадии предпроектных (проектных) решений на основании технико-экономического обоснования.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

4.3 Автомобильные дороги в зависимости от условий проезда и доступа к ним транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги.
     
     Категории автомобильных дорог в зависимости от расчетной интенсивности движения приведены в таблице 4.1.
     
     
Таблица 4.1
     

Категория автомобильной дороги

Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут

IA (автомагистраль)

Свыше 14000


(скоростная дорога)

То же

Обычные дороги

IB

" 14000

II

" 6000

III

" 2000 до 6000

IV

" 200 " 2000

V

" 200

Примечания
1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий морозозащитный в настоящем своде правил они отнесены к категории 1.
2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика.


     

4.4 При определении расчетной интенсивности по прогнозным данным, коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать по таблице 4.2.
     
     
Таблица 4.2
     

Типы транспортных средств

Коэффициент приведения

Легковые автомобили и мотоциклы, микроавтобусы

1,0

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:

до 2 включительно

1,3

" 6 "

1,4

" 6 " 8 "

1,6

" 8 " 14 "

1,8

" 14

2,0

Автопоезда грузоподъемностью, т:

до 12 включительно

1,8

свыше 12 " 20 "

2,2

" 20 " 30 "

2,7

" 30

3,2

Автобусы малой вместимости

1,4

То же, средней вместимости

2,5

" большой вместимости

3,0

Автобусы сочлененные и троллейбусы

4,6

Примечание - Коэффициенты приведения для специальных автомобилей следует принимать, как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.


     

4.5 Расчетную интенсивность движения следует принимать суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий. При этом за расчетную надлежит принимать среднегодовую суточную приведенную к легковому автомобилю интенсивность движения за последний год перспективного периода.
     
     В случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает установленную на основе экономических изысканий или расчетов среднегодовую суточную, последнюю для назначения категории дороги следует увеличивать в 1,5 раза.
     

4.6 Перспективный период при назначении категорий дорог, выборе элементов плана, продольного и поперечного профилей принимают равным 20 годам. Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок, соответствующий году достижения предприятием или его очередью полной проектной мощности, с учетом объема перевозок в период строительства предприятия.
     
     Перспективный период для выбора дорожных одежд принимают с учетом межремонтных сроков их службы.
     
     За начальный год расчетного перспективного периода принимают год сдачи объекта в эксплуатацию (или самостоятельного участка дороги).
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

4.7 Автомобильные дороги общего пользования предназначены для пропуска автотранспортных средств габаритами: по длине одиночных автомобилей - до 12 м и автопоездов - до 20 м, по ширине - до 2,55 м, по высоте - до 4 м для дорог категорий I-IV и до 3,8 м для дорог категории V.
     

4.8 Принимаемые основные технические решения должны создавать предпосылки для обеспечения роста производительности труда, экономии основных строительных материалов и топливно-энергетических ресурсов. Их обосновывают разработкой вариантов, сравнивая технико-экономические показатели: стоимость строительства, затраты на ремонт и содержание дорог, потери, связанные с воздействием на окружающую среду при строительстве и эксплуатации, себестоимость перевозок, безопасность движения, изменение производственных условий обслуживаемых дорогами хозяйств и прилегающих к дорогам территорий и другие факторы. Для новых дорог с включением существующих дорог или их отдельных участков необходимо учитывать затраты на приведение земель, занимаемых существующими дорогами, но не используемых для движения, в состояние, пригодное для использования в хозяйственной деятельности.
     

4.9 При строительстве дорог в сложных инженерно-геологических условиях, когда сроки стабилизации земляного полотна существенно превышают установленные сроки строительства, допускается предусматривать стадийное устройство дорожной одежды при соответствующем технико-экономическом обосновании.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

4.10 При проектировании вновь строящихся автомобильных дорог категорий I-III их трассу прокладывают в обход населенных пунктов. В случаях, когда по технико-экономическим расчетам установлена целесообразность проложить трассу дороги категорий II-III через населенный пункт в целях обеспечения в дальнейшем ее реконструкции, принимают расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенного пункта в соответствии с генеральным планом населенных пунктов, но не менее 200 м. При невозможности обеспечить данное требование категорию дороги в пределах населенного пункта и ее расчетные параметры назначают в соответствии с требованиями СП 42.13330. На дорогах категорий I и II, проектируемых на расстоянии менее 50 м от жилой застройки, должны быть предусмотрены защитные экраны на длину жилой застройки населенного пункта.
     
     При проектировании реконструируемых участков дорог в населенных пунктах назначение их категории осуществляется по результатам технико-экономического обоснования. Нормы проектирования участков дорог принимают в зависимости от назначенной категории в соответствии с настоящим сводом правил или по СП 42.13330.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

4.10а При проектировании вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог на подходах к населенным пунктам, в целях обеспечения пропускной способности, по результатам технико-экономического обоснования, может предусматриваться устройство полос реверсивного движения с применением технических средств организации дорожного движения.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     

4.11 Число полос движения дорог с многополосной проезжей частью, мероприятия по охране окружающей среды, выбор решений по пересечениям и примыканиям дорог, конструкции дорожных одежд, элементы обстановки, инженерные устройства (в том числе ограждения, велосипедные дорожки, освещение и средства связи), состав зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб в целях снижения единовременных затрат принимают с учетом стадийности их строительства по мере роста интенсивности движения при соответствующем технико-экономическом обосновании. Для автомобильных дорог категории I в горной и пересеченной местности допускается предусматривать раздельное трассирование проезжих частей встречных направлений с учетом стадийного увеличения числа полос движения и сохранения крупных самостоятельных форм ландшафта и памятников природы.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

4.12 При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, обеспечивающие минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий. При разработке мероприятий необходимо учитывать бережное отношение к ценным сельскохозяйственным угодьям, зонам отдыха, культурно-историческим объектам и местам расположения лечебно-профилактических учреждений и санаториев. Расположение мостов, конструктивные и другие решения не должны приводить к резкому изменению режимов рек, а сооружение земляного полотна - к резкому изменению режима грунтовых и стока поверхностных вод.
     
     Требования по обеспечению безопасности движения транспорта, зданий и сооружений дорожной и автотранспортных служб выполняют с учетом наличия запретных (опасных) зон и районов при объектах по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе. Размеры запретных (опасных) зон и районов определяются по специальным нормативным документам, утвержденным в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты.
     
     Предусматривают проектные решения и мероприятия по снижению влияния вредных факторов воздействия движения автотранспортных средств (загрязнение атмосферного воздуха, шум, вибрация) на население и окружающую среду.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

4.13 Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению земель.
     
     Земельные участки, предоставленные на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, производственных баз, подъездных дорог и других нужд строительства, подлежат возврату землепользователям после приведения их в состояние, соответствующее положениям нормативных документов. Организация строительных работ и санитарно-бытовое обеспечение персонала в целях обеспечения оптимальных условий труда, снижения риска нарушения здоровья работающих, а также населения, проживающего в зоне проведения работ, регламентируются СанПиН 2.2.3.1384.
     
     

5 Основные технические нормы

Количество и размеры параметров элементов автодороги в зависимости от ее категории приведены в таблице 5.1.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     Таблица 5.1 - Параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории

Параметры элементов автодороги

Категории


II

III

IV

Общее число полос движения, шт.

4 и более в каждом направлении

4 и более в каждом направлении

4

2

2

2

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,5-3,75

3,5-3,75

3,5

3,0

Ширина обочины, м, не менее

3,75

3,75

3,75

3,75-2,5

2,5

2,0

Ширина разделительной полосы, м

6

5

-

-

-

-

Пересечение с автодорогами

В разных уровнях

В разных уровнях

Допускается в одном уровне с автодорогами со светофорами не чаще чем через 5 км

В одном уровне

В одном уровне

В одном уровне

Пересечение с железными дорогами

В разных уровнях

В разных уровнях

В разных уровнях

В разных уровнях

В разных уровнях при пересечении трех или больше железнодорожных путей

В разных уровнях при пересечении трех или больше железнодорожных путей

Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровне

Допускается не чаще чем 10 км

Допускается не чаще чем через 5 км

Допускается не чаще чем через 5 км

Допускается

Допускается

Допускается

Таблица 5.1. (Введена дополнительно, Изм. N 1).
     
     Расчетные скорости
     

5.1 Расчетные скорости движения для определения параметров плана, продольного и поперечного профилей, а также других параметров, зависящих от скорости движения принимают по таблице 5.1а.
     
     
Таблица 5.1а
     

Категория дороги

Расчетные скорости, км/ч

Основные

Допускаемые на трудных участках местности

пересеченной

горной

IA

150

120

80

120

100

60

IB

100

100

60

II

120

100

60

III

100

80

50

IV

80

60

40

V

60

40

30


     Таблица 5.1а. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     Расчетные скорости, установленные в таблице 5.1а для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при технико-экономическом обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.
     
     Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.
     
     При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог по нормам категорий IБ, IB и II допускается при технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог категории III, a по нормам категорий III, IV - на категорию ниже соответственно.
     
     Для подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам категорий IБ и II при наличии в составе движения более 70% грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие категории III.
     
     Примечание - При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, в пределах населенного пункта, при технико-экономическом обосновании (согласно 4.8), допускается принимать расчетные скорости, установленные в таблице 5.1а для трудных участков пересеченной местности.
     
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
          
     Расчетные нагрузки
________________
      Измененная редакция, Изм. N 1.     
     

5.2 Расчетная нагрузка должна быть указана в задании на проектирование. Если в задании на проектирование расчетная нагрузка не оговорена, то расчетную нагрузку следует принять исходя из состава транспортного потока на период окончания межремонтного срока службы дорожной одежды.
     
     Расчет на прочность дорожной одежды основных полос движения ведется на многократное воздействие кратковременной нагрузки расчетного автомобиля, укрепленных обочин и различного рода площадок для стоянки автомобилей - на однократное длительное воздействие расчетного автомобиля.
     
     В зависимости от состава движения в перспективный период, равный межремонтному сроку службы дорожной одежды, в качестве расчетной нагрузки может быть принята нормативная статическая нагрузка на одиночную ось расчетного автомобиля, равная:
     
     - для капитальных дорожных одежд - 115 кН;
     
     - для облегченных и переходных дорожных одежд - 100 кН.
     
     Проектирование дорожных одежд следует выполнять по соответствующим нормативным документам, технической документации и рекомендациям по проектированию дорожных одежд и назначению межремонтных сроков их службы. Дорожную одежду всех полос проезжей части автомобильных дорог и городских улиц следует проектировать на ту же расчетную нагрузку, что и одежду крайней справа полосы.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
          
     План и продольный профиль
     

5.3 В качестве элементов трассы, определяющих план и продольный профиль, следует принимать прямые и кривые постоянной и переменной кривизны. При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров рекомендуется принимать:
     
     продольные уклоны - не более 30‰;
     
     радиусы кривизны:
     
     для кривых в плане - не менее 3000 м,
     
     для кривых в продольном профиле:
     
     выпуклых - не менее 70000 м,
     
     вогнутых - не менее 8000 м;
     
     длины криволинейных участков продольного профиля:
     
     непрерывно выпуклых - не менее 300 м,
     
     непрерывно вогнутых - не менее 100 м.
     
     Трассу прокладывают из условия плавного сопряжения элементов плана трассы и переломов проектной линии продольного профиля с учетом расчетной скорости и проектных решений в поперечном профиле. Рекомендуемые радиусы выпуклых кривых - не менее 20000 м, вогнутых кривых - не менее 6000 м.
     
     При этом следует обеспечить для кривых в плане:
     
     скорость нарастания центробежного ускорения - не более 1,0 м/сСП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85 (с Изменением N 1);
     
     коэффициент поперечной силы - в соответствии с таблицей 5.2;
     
     для кривых в профиле:
     
     расстояние видимости для остановки автомобилей - не менее 450 м;
     
     расстояние видимости встречного автомобиля - не менее 750 м;
     
     центробежное ускорение - 0,4-0,5 м/сСП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85 (с Изменением N 1).
     
     Примечание - На криволинейных участках плана трассы с нелинейным изменением кривизны следует проверять расчетом максимальную скорость нарастания центробежного ускорения. При проектировании плана и профиля следует учитывать возможность реконструкции трассы и не принимать минимально допустимые параметры трассы.
     
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     


Таблица 5.2
     

Расчетная скорость, км/ч

150

120

100

80

60

50

40

30

Коэффициент поперечной силы

0,08

0,09

0,12

0,14

0,17

0,19

0,23

0,28


     

5.4 Если по условиям местности не представляется возможным выполнить требования 5.3 или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний 4.8. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по таблице 5.3 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог, приведенных в таблице 5.1а.
          
Таблица 5.3
     

Расчетная скорость, км/ч

Наибольшие продольные уклоны, ‰

Наименьшие радиусы кривых, м

в плане

в продольном профиле

выпуклых

вогнутых

Основные

В горной местности

Основные

В горной местности

150

30

1200

1000

30000

8000

4000

120

40

800

600

15000

5000

2500

100

50

600

400

10000

3000

1500

80

60

300

250

5000

2000

1000

60

70

150

125

2500

1500

600

50

80

100

100

1500

1200

400

40

90

60

60

1000

1000

300

30

100

30

30

600

600

200


     
     Длины участков продольного профиля, запроектированных выпуклыми и вогнутыми кривыми, допускается уменьшать по сравнению со значениями, приведенными в 5.3, при условии обеспечения расстояний видимости, соответствующих расчетной скорости.
     
     В случаях необходимости резкого изменения направления дорог категорий II-V в горных условиях допускается устройство серпантина.
     
     В особо трудных условиях горной и пересеченной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при обосновании с учетом 4.8 допускается увеличение значений наибольших продольных уклонов, приведенных в таблице 5.3, но не более чем на 20‰.
     
     При сооружении в горной и пересеченной местности проезжей части дорог категории I раздельно для направления на подъем и на спуск продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению с уклонами для движения на подъем, но не более чем на 20‰.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

5.5 При назначении параметров элементов плана, продольного и поперечного профилей дорог по нормам, допускаемым 5.4, проводят оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности, в том числе в неблагоприятные периоды года.
     

5.6 (Исключен, Изм. N 1).
     

5.7 Во всех случаях, когда смежные элементы плана трассы в месте их сопряжения отличаются по кривизне более чем 1/2000, предусматривают их плавное сопряжение кривыми с переменной кривизной - переходными кривыми.
          
     Таблица 5.4. (Исключена, Изм. N 1).
          
     Длины переходных кривых (особенно на дорогах категорий I-II) должны определяться не условиями кинематики (скорость нарастания ускорения), а по зрительному восприятию. При этом их длины должны составлять 150-200 м.
     
     Наименьшие длины переходных кривых с линейным законом изменения кривизны (клотоид), сопрягающих прямые и кривые, в зависимости от радиуса этих кривых следует принимать по таблице 5.5.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

Таблица 5.5
     

Радиус круговой кривой, м

30

50

60

80

100

150

200

250

300

400

500

600-1000

1000-2000

Длина переходной кривой, м

30

35

40

45

50

60

70

80

90

100

110

120

100


     

5.8 Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать согласно таблице 5.6.
     

Таблица 5.6
     

Радиус кривой в плане, м

50

45

40

35

30

Уменьшение наибольших продольных уклонов по сравнению с указанными в таблице 5.3, ‰, не менее

10

15

20

25

30


     

5.9 Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости определяют расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки принимают одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.
     

5.10 Длину участка с затяжным уклоном в горных условиях определяют в зависимости от величины уклона, но она не должна превышать значений, приведенных в таблице 5.7.
     

Таблица 5.7
     

Продольный уклон, ‰

Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м

1000

2000

3000

4000

60

2500

2200

1800

1500

70

2200

1900

1600

1300

80

2000

1600

1500

1100

90

1500

1200

1000

-


     

5.11 На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60‰) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 5.7.
     
     Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3-5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяют из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов и, по возможности, у источников воды.
     
     Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматривают противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
     

5.12 Параметры элементов серпантина принимают по таблице 5.8.     
     
Таблица 5.8
     

Параметры элементов серпантина

Параметры серпантина при расчетной скорости движения, км/ч

30

20

15

Наименьший радиус кривых в плане, м

30

20

15

Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰

60

60

60

Длина переходной кривой, м

30

25

20

Уширение проезжей части, м

2,2

3,0

3,5

Наибольший продольный уклон в пределах серпантина, ‰

30

35

40


     
     Серпантины радиусом менее 30 м допускаются только на дорогах категорий IV и V при запрещении движения автопоездов габаритом по длине свыше 11 м.
     

5.13 Расстояние между концом сопрягаемой кривой одного серпантина и началом сопрягающей кривой другого следует принимать возможно большим, но не менее 400 м для дорог категорий II и III, 300 м - для дорог категории IV и 200 м - для дорог категории V.
     

5.14 Проезжую часть на серпантине допускается уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а остальную часть уширения предусматривают за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.
     
     Условия видимости
     

5.15 Расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия. Наименьшие расстояния видимости следует принимать по таблице 5.9.
     
     
Таблица 5.9
     

Расчетная скорость, км/ч

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

при обгоне

150

300

-

-

120

250

450

800

100

200

350

700

80

150

250

600

60

85

170

500

50

75

130

400

40

55

110

-

30

45

90

-

20

25

50

-


     
     Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля, равной 1,0 м от поверхности проезжей части. Расстояние видимости наряду с расчетной скоростью является основным параметром для определения геометрических элементов в плане и продольном профиле с учетом поперечного профиля.
     
     При сооружении в горной местности участков подходов дорог к тоннелям элементы плана и профиля назначают, исходя из условий обеспечения необходимой видимости при заданной расчетной скорости.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

5.16 (Исключен, Изм. N 1).
     

5.17 (Исключен, Изм. N 1).
          
     Таблица 5.10. (Исключена, Изм. N 1).
          

5.18 В пересеченной местности для осуществления обгонов необходимо не реже чем через 3-4 км устраивать на прямых и кривых больших радиусов специальные обгонные участки с обеспеченной видимостью. Минимальную длину обгонного участка следует принимать в зависимости от расчетной скорости движения, геометрических параметров участка автомобильной дороги и состава движения.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     Таблица 5.11. (Исключена, Изм. N 1).     
     

5.19 Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечить боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог категорий I-III и 15 м для дорог категорий IV и V.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     Поперечный профиль
     

5.20 Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог принимают в зависимости от их категории по таблице 5.12.
     
     
Таблица 5.12

Ширина земля-
ного полотна, м

Кате-
гория дороги

Число полос движения

Ширина, м

полосы движе-
ния

укреп-
ленной полосы обочины

цент-
раль-
ной раз-
дели-
тельной полосы

остано-
вочной полосы

обо-
чины, см. 5.21

укреп-
ленной полосы на разде-
литель-
ной полосе

28,5 и более

4 и более в каждом направлении

3,75

-

См. 5.28

6

Не менее 2,50,
см. 5.22

3,75

1

27,5 и более

3,75

-

5

2,50,
см. 5.22

3,75

1

22,5 и более

4

3,75/3,50

0,75/0,50

-

2,50,
см. 5.22

3,75

1



Закрыть ... [X]


СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги Подарок с муравьями

Как морозозащитный слой дорожной одежды Пособие к СНиП - Пособие по
Как морозозащитный слой дорожной одежды СНиП Автомобильные дороги
Как морозозащитный слой дорожной одежды СНиП Автомобильные дороги (с)
Как морозозащитный слой дорожной одежды Администрация Краснинского муниципального района Липецкой
Как морозозащитный слой дорожной одежды Бизнес до 1 миллиона рублей - купить готовый бизнес с
Как морозозащитный слой дорожной одежды Более 10 лучших идей на тему «Свитер переделка» на Pinterest
Как морозозащитный слой дорожной одежды Вязаные платья/туники Записи в рубрике Вязаные платья
Как морозозащитный слой дорожной одежды Детский портал Солнышко. Познавательно-развлекательный сайт
Дмитрий Глуховский КС Компания Новая Жизнь Киев Днепропетровск. Нове життя Как сшить футболку. Выкройка Зигзагом. com Мебель из поддонов - Чудесная дача Не получаются сырники Раскраска по номерам по фотографии Строительные материалы - Ваша Крыша Стройматериалы в